Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Сведения об образовательной организации

V. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 11» ВОЗРАСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ.

Основные характеристики особенностей развития детей раннего возраста (от 2 до 3 лет).

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом несамостоятельны, и поэтому для них важно быть уверенным, что воспитатели – люди, которые в любой момент придут на помощь, поддержат, утешат и найдут способ преодолеть любую проблему.

Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами. Например, он уже способен самостоятельно раздеваться, но одевание удается не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разделить на части котлету еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета.

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации. Во всех случаях ребенок ищет у взрослого не только помощи и защиты, но и сочувствия.

Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Психолог М.И.Лисина и её сотрудники показали, что возникающая уже у младенца потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезнет с возрастом.

Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Уважение к ребенку должно стать нормой жизни в группе.

Дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность осуществить выбор, но в то же время они должны чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства. Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, малыши быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения. В работе в разъяснении надо давать ясные инструкции по поводу желательного поведения.

Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объяснят им смысл того, что они видят, слышат и т.д. нужно сопровождать все происходящее ясными речевыми комментариями, поясняющими ребенку смысл событий.

Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. Фронтальные формы работы со всей группой, построенные на речи, в этом возрасте малоэффективны.

Надо побуждать детей пользоваться речью, дожидаясь ответа даже от тех детей, чья речь пока ограниченна. Голос взрослого не должен доминировать.

Речь ребенка в 2 – 3 года только формируется и он ещё не понимает многое из того, что уме говорит взрослый. Поэтому надо использовать более простые конструкции и короткие предложения.

В мир культуры – песен, сказок, рассказов, картин – ребенка также вводит взрослые.

Дети любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку. Любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хорошо овладевать материалом и почувствовать себя уверенно. Надо многократно повторять спектакли, сказки, истории. Не вводить новую игру, песенку, танец, если дети ещё не конца освоили предыдущий материал.

Мышление ребенка 2 – 3 лет носит наглядно – действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций. Важно обеспечить детей разнообразной предметной средой, которая позволяет активно исследовать не только внешние свойства различных предметов, но и их внутреннее устройство.

Малыш внимательно обследует с помощью всех своих органов чувств, включая вкус и обоняние, внешнюю оболочку каждого предмета. Наиболее привлекательными становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно что-либо положить, а затем вынуть. Надолго завладевает вниманием малыша вещь, которую он сможет разбирать на части. И большой интерес представляют детали, из которых можно что-то сконструировать самостоятельно. Ребенок использует три типа действий: разобрать на части, сконструировать нечто, заполнить и опустошить полость в предмете.

Ребенок двух – трех лет может не понимать разницу между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку, так же как он это делает с пластмассовой машинкой. В этом возрасте такое поведение не является проявлением жестокости. Разница между живым и неживым ребенок усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объекта.

Детям надо предоставлять разнообразные емкости, которые можно заполнять и опустошать: банки, коробки, сумочки и кошельки, пустые флаконы. Делать вместе с детьми звучащие игрушки – «шумелки», и «гремелки» из пустых флаконов, емкостей от «киндерсюрпризов» и т.д., наполняя их различными семенами, металлическими предметами, песком и т.п.

Дети этого возраста многократно повторяют так называемые прямые и обратные действия. Они могут вкладывать что-то в коробку или кошелек и затем вынимать, открывать и закрывать замочек сумочки или сундучка, выдвигать и задвигать ящики, застегивать и расстёгивать различные замки, включать и выключать свет. Важно вносить в среду предметы, которые позволяют совершать эти действия.

Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Поэтому им необходимы движущиеся игрушки – каталки на палочке, с веревочкой, заводные, с пультом управления, на батарейках, а также механические игрушки типа богородских медвежат кузнецов и клюющих курочек.

Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов: ребенок пробует нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в свисток, ударять по барабану ладошкой или специальной палочкой.

Важно, чтобы через игрушки ребенок смог познакомиться с самыми разнообразными материалами: тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, лен), деревом, глиной, металлом, пластиком, резиной.

Детям надо предоставлять разнообразные изобразительные материалы (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумагу различной фактуры, кисти, штампы и т.п.).

К трем годам ребенок осваивает на уровне практического действия операцию сериации – упорядочения по размеру.

Детям надо достаточно предоставлять пирамидок на конусной основе, матрешек, формочек – вкладышей.

Формирование представлений о цвете, форме, размере предметов требует использования специальных дидактических игрушек, которые могут дать детям так называемые эталонные представления.

На основе восприятия ребенок к трем годам учится осуществлять простейшие классификации, например по цвету, размеру.

Ребенок двух – трех лет проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить реветь», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить эмоциональное равновесие.

В этом возрасте его легче отвлечь и переключить с одного состояния в другое.

Причины негативных эмоций у малышей часто связаны с физическим состоянием. Упал и ушибся – плачет. Не выспался, проголодался, давит тесная обувь или «кусает» раздражающий нежную кожу шерстяной свитер – хнычет, ноет и т.п. дети реагируют плохим или неустойчивым настроением на смену погоды, перепады давления, вспышки солнечной активности, магнитные бури, полнолуние и другие природные факторы. После начала кризиса трех лет вспышки негативных эмоций сопровождают, и попытки взрослых навязать ребенку свою волю.

Положительные эмоции в значительной степени связаны с требованиями организма: вкусная любимая еда, приятные запахи (например, цветов или духов), приятный физический контакт со взрослым, активное движение, пение, легкая и веселая музыка, осязание приятных на ощупь тканей или материалов, из которых сделаны мягкие игрушки или которыми наполнены (например, перекатывающиеся шарики), для некоторых детей – купание.

Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима. Восстановлению эмоционального равновесия способствуют игры с взрослыми, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, игры на коленях, пальчиковые игры и т.п.

В этом возрасте у многих детей проявляется возрастающие страхи – темноты, чудовищ, больших и лохматых существ, собак и т.п. ребенок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.

Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего творчества независимо от их качества.

Третий год жизни – лучшее время для формирования привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно – гигиенические навыки. Важно понимать, что на этапе формирования отработка их требует значительного времени, которое должно быть заложено в распорядке дня для того, чтобы добиться именно качества в выполнении той или иной процедуры.

Освоение мира предметов связано у детей с формированием начальной орудийной деятельности. Ребенок учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему можно дать и нож, предлагая для начала разделить на части отварную картофелину, сырник, котлету. Он самостоятельно пьёт из чашки.

В ходе формирования навыков самообслуживания малыш осваивает расческу и зубную щетку, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем.

В играх с песком ребенок учится копать лопаткой, использовать грабельки, насыпать песок совочком в ведерко или формочку. Дети с удовольствием повторяют за взрослыми орудийные действия с различными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отверткой, пользоваться гаечным ключом – если они видели, как это делает взрослый.

Важно помнить, что собственно цели деятельности взрослых ребенок понимает еще не вполне отчетливо. Он стремиться прежде всего имитировать само действие с предметами. В некоторых случаях в цели безопасности целесообразно предложить ему игрушечный аналог взрослого орудия (молоток, отвертка), в то время как веник ребенку можно давать настоящий – это доставит малышу несказанное удовольствие.

Для развития орудийной деятельности необходимо иметь разнообразные игрушки, имитирующие взрослые орудия труда. На глазах детей следует как можно чаще выполнять разнообразные, но не сложные и понятные детям трудовые действия, предлагая в них поучаствовать и снабжая малышей необходимым инвентарем. Начальная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно – двигательной координации необходимой в этом возрасте. Каждое орудие требует выполнение определенных движений и в этом смысле создает поле требований к ребенку. Учась действовать в нем, малыш подготавливается к правильному контролированию своих движений и действий, которое пока ему недоступно. Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определенному результату. Кроме того, дети чувствуют все большую уверенность в своих силах, поскольку получают опыт воздействия на окружающий мир посредством различных орудий.

В игре ребенок также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого разнообразные предметы – заместители.

Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функций замещения одного предмета другим. Для развития ребенка лучше предлагать не реалистические копии настоящих орудий труда, а неоформленный материал (в том числе природный), который воображение малыша может превратить в необходимый ему в данный момент предмет.

Основные характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 лет).

В период от двух с половиной до трёх с половиной лет ребенок переживает так называемый кризис трёх лет.

Его суть состоит в том, что ребенок начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Общаться с детьми, которые проходят кризис, трудно. Их поведение – непрерывная череда волеизъявлений «я хочу!» и «я не хочу», «я буду» и «я не буду!». Важно понимать, что чем строже вести себя с детьми, тем упрямее и несноснее они будут становиться. Важно не вступать с детьми в конфронтацию. Нужно просто перехитрить их. Ребенок не хочет уходить с игровой площадки. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения.

Иногда взрослые считают своим долгом именно в этом возрасте требовать от детей послушания и покорности. Наиболее опасен случай, когда родители пробуют применять физические наказания, не понимая, что только усугубляют ситуацию. В присутствии наказывающих дети беспокойно съеживаются, а позже вымещают агрессию на товарищах по играм.

Дети данного возраста требуют уважения к себе, свои намерениям и воле. Их упрямство имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них есть. Индивидуализм детей зачастую становится причиной обострения их взаимоотношений, поскольку каждый стремится настоять на своем. От взрослого в этот период требуется большое терпение. Надо показывать детям способы разрешения конфликтов, позволяющие учитывать интересы обеих сторон. Надо учить детей договариваться.

Трехлетний ребенок – неутомимый деятель. Он постоянно готов что – то строить, с удовольствием будет заниматься любым продуктивным трудом – клеить, лепить, рисовать. В то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы о том, что он не может непосредственно воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь». Он активно исследует и познает то, что непосредственно воспринимает и чем может практически манипулировать.

Дети обожают возиться с самыми разными конструкторами, хотя собрать какое – то изделие в соответствии с образцом не могут.

Ребенок начинает получать удовольствие от того, что он что – то умеет, гордиться своими умениями. Поэтому, научившись клеить, он может просто наклеивать одну бумажку на другую, осваивая новый способ деятельности и наслаждаясь собственной умелостью. Интерес к средствам и способам практических действий создает в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной умелости

В данном возрасте важно не жалеть времени на совершенствование самообслуживания. Если в этом возрасте дети научаться правильно мыть руки и вытирать их, чистить зубы, полоскать рот после еды, складывать одежду в шкафу, они в дальнейшем будут педантично придерживаться заведенного порядка. Дети с удовольствием будут упражняться во вновь освоенном способе, если взрослый попросит их показать ему, как надо это делать, попросить научить его (взрослого).

Если в два года ребенок доволен любым результатом своей деятельности, то к трем годам он становиться более критичным и более реально оценивает его. Рассматривая то, что у него получилось, и сопоставляя результат с образом цели, который теперь формируется более ясно еще до начала деятельности, он начинает стремиться к более совершенному результату. Ребенок уже может огорчиться, если у него не получается задуманное. Надо показывать своим воспитанникам способы, которые улучшают их работы.

Мышление детей старше трех лет носит наглядно – образный характер. Это означает, что манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями о них и образами во внутреннем плане. При этом сфера познавательной деятельности малыша по – прежнему сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребенка в данный момент.

Специально организованные занятия позволяют формировать начальные математические представления детей о количестве, величине, признаках и свойствах предметов. В работе с детьми данного возраста важно помнить, что слушать рассказ педагога они могут в пределах 5 минут. Для того чтобы освоить материал, дети должны практически действовать. Надо проводить коллективные и индивидуальные занятия. Использовать такие формы, как демонстрационные опыты, продуктивная деятельность с математическим или познавательным содержанием.

Надо обеспечивать развивающую среду специальными дидактическими игрушками и пособиями, с которыми дети могут действовать как организованно, под руководством взрослого, так впоследствии и самостоятельно.

На четвертом году жизни сохраняются те же ведущие тенденции, которые были отмечены применительно к трехлетним детям: яркость и непосредственность эмоций, легкая переключаемость. Эмоции детей сильны, но поверхностны. Ребенок еще не умеет скрывать свои чувства. Их причина лежит на поверхности.

Малыш по – прежнему зависим от своего физического состояния. Новыми источниками отрицательных эмоций становятся конфликты со взрослыми по поводу волеизъявлений ребенка или конфликты со сверстниками по поводу обладания игрушками.

Дети получают большое удовольствие от разнообразной продуктивной деятельности. Они хотят строить, клеить, лепить и рисовать, помогать по хозяйству взрослым. Теперь ребенок не только плачет, если упал и ушибся, но и бурно реагирует нанеудачи в деятельности – например, упала башня из кубиков, которую он строил.