Материально – техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда.
Материально – техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса.
Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Важным фактором, благоприятно влияющим на качество образования, распространение современных технологий и методов воспитания, является состояние материально-технической базы.
МБДОУ «Детский сад №11» постоянно работает над укреплением материально-технической базы и обеспечении учебно-воспитательного процесса. Создание материально-технических условий ДОУ проходит с учётом действующего СанПиНа.
В МБДОУ «Детский сад №11» материально-техническая база создана для жизнеобеспечения и развития воспитанников. Созданы необходимые условия для ведения воспитательно - образовательной деятельности. В группах уютно, комфортно, организованы специальные центры для различных видов деятельности детей. Группы оснащены разнообразным игровым и дидактическим материалом. Ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды. При создании предметно-развивающей среды воспитатели учитывают возрастные, индивидуальные особенности детей группы.
Предметная среда всех помещений оптимально насыщена. Игрушки, используемые в детском саду, отвечают гигиеническим требованиям, подвергаются влажной обработке и дезинфекции. Учебно-методическое обеспечение соответствует основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №11».
Группы ДОУ постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами.
Об оборудованных учебных кабинетах:
Образовательная деятельность проводится в групповых помещениях.
Пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью детей. Помещения групп оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возраста и роста воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников.
В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО. Развивающая предметно-пространственная среда в группах постоянно обновляется. В группах имеется достаточное количество развивающих игр, много разнообразного дидактического материала и многое другое.
Педагоги нашего детского сада постоянно работают над моделированием предметно-развивающей среды, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей.
При организации предметно-развивающей среды учитываются:
1. закономерности психического развития,
2. показатели здоровья дошкольников,
3. психолого-физиологические особенности,
4. уровень общего развития,
5. коммуникативные особенности и речевое развитие.
Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения: музыкально – спортивный зал.
Материально-техническое обеспечение:
Об объектах для проведения практических занятий:
Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют групповое помещение и музыкально – спортивный зал для проведения практических занятий. Все объекты для проведения практических занятий, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Занятия с учителем – логопедом.
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.
Учитель-логопед проводит диагностическое обследование речевого развития детей дошкольного возраста, а также индивидуальные занятия с детьми.
1.Оборудование:
-логопедическая парта с зеркалом;
-зеркало для индивидуальной работы;
-шкаф для хранения пособий;
-стол для детей;
-стулья детские;
-стол, стул для работы учителя-логопеда с документацией.
2. Учебно-методические пособия:
а) для коррекционной логопедической работы:
-по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
-по фонетическому восприятию (наборы картинок);
-по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов); методическая литература по разделам.
б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:
- счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы.
в) картотеки:
- артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, для упражнений на релаксацию.
г) пособия и материалы:
- на развитие дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, вертушки, мыльные пузыри); на развитие мелкой моторики (матрешки, шнуровки, пирамидки, пазлы, трафареты.
В группах детского сада организованы специальные центры для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Все материалы доступны детям, при этом разграничены места хранения и использования материалов. Материалы периодически обновляются. Распределение по центрам сохраняется во всех возрастных группах, а наполнение конкретными материалами соответствует возрасту и особенностям развития и здоровья детей.
Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом с учетом развития детей в разных видах деятельности и включает в себя необходимые условия для всестороннего развития каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития и здоровья.
О библиотеке:
Отдельного помещения библиотеки в ДОУ нет, все методические пособия, периодические издания и другая методическая литература, находится в методическом кабинете. Доступ для обучающихся осуществляется через педагогов.
В каждой возрастной группе есть методический библиотечный фонд, где имеется художественная и научно-методическая литература для педагога. В центрах «Речевой активности» для детей представлены произведения художественной, научно-популярной и справочной литературы, которые находятся в свободном доступе для детей.
Об объектах спорта:
В МБДОУ «Детский сад №11» созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма,
развития физических качеств и способностей. Для физического развития детей имеется спортивный инвентарь, позволяющий обеспечивать оптимальное физическое развитие воспитанников в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной двигательной деятельности детей: мячи, скакалки, обручи, мешочки для метания, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, кегли, палки гимнастические, маты, мягкие модули, массажный коврик резиновый и т.д.Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям СанПиН.
На территории детского сада имеются спортивные площадки со спортивным оборудованием.
О средствах обучения и воспитания:
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение образовательных и коррекционных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках мероприятий по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребёнка: игровое оборудование (игры, игрушки), спортивное оборудование (детские тренажеры, мячи, гимнастические маты и др.), учебно- наглядные пособия (тематические книги, картинки, плакаты) и т.д.
Об условиях охраны здоровья воспитанников.
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется по договору с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Тверской области «Центральная городская больница г.Торжок» медицинской сестрой, которая наблюдает за состоянием здоровья, физическим развитием воспитанников, организует и проводит при согласии родителей (законных представителей) обучающихся медицинские осмотры, профилактические прививки, контролирует санитарное состояние помещение ДОУ, работает с воспитанниками по гигиеническому воспитанию и пропаганде ЗОЖ.
С целью снижения заболеваемости сотрудниками ДОУ проводятся профилактические и закаливающие мероприятия (утренняя, корригирующая с использованием дыхательных упражнений, пальчиковая гимнастики, воздушные ванны, правильная организация прогулки, соблюдение температурного режима в течение дня).
Контроль состояния ребенка на этапе утреннего приёма воспитанников в ДОУ осуществляет воспитатель, а также медицинский работник.
Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей, родителей информируют и направляют в лечебное учреждение. При наличии соответствующих показаний ребенку оказывается первая медицинская помощь. Родители всех детей при поступлении в детский сад дают информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство для получения первичной медико-санитарной помощи.
Родители (законные представители) обязаны приводить ребенка в ДОУ здоровым и информировать воспитателей о каких-либо изменениях, произошедших в состоянии здоровья ребенка дома.
Родителям (законным представителям) запрещено приносить в детский сад какие-либо лекарственные средства.
Если у ребёнка есть аллергия или другие особенности здоровья и развития, то родители (законные представители) должны поставить в известность об этом воспитателя, предъявить в данном случае справку или иное медицинское заключение.
О невозможности прихода ребенка в учреждение по болезни или другой уважительной причине необходимо обязательно сообщить в МБДОУ «Детский сад №11».
Ребенок, не посещающий ДОУ более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней), должен иметь справку от врача с данными о состоянии здоровья (с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными).
В случае длительного отсутствия ребенка в ДОУ по каким-либо обстоятельствам, родителям (законным представителям) необходимо написать заявление на имя заведующего о сохранении места за ребёнком с указанием периода отсутствия ребенка и причины, из-за которых ребенок не может посещать МБДОУ «Детский сад №11».
Обеспечение безопасности воспитанников ДОУ
В МБДОУ «Детский сад №11» установлена «тревожная кнопка». Ведется круглосуточное видеонаблюдение (наружное - 14 видеокамер; внутреннее – 2). Детский сад оборудован пожарной сигнализацией, огнетушителями.
С целью воспитания у воспитанников сознательного отношения к своему здоровью и жизни, с детьми проводятся игры по охране здоровья и безопасности, беседы по ОБЖ и т.д. Для родителей воспитанников оформляется информация по вопросам ОБЖ на информационных стендах в приемных комнатах, в коридорах.
В ДОУ работает: ночной сторож; осуществляется освещение территории ДОУ. Имеются запасные противопожарные выходы. Согласно требованиям действующего законодательства по охране труда проводятся разного вида инструктажи с сотрудниками ДОУ (вводный, первичный, повторный и т.д.).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
МБДОУ «Детский сад №11» обеспечено современной информационно-технической базой (электронная почта, имеется выход в интернет, технические средства обучения, интерактивные доски, компьютеры и т.д.).
Специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ нет. Свободный доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусматривается.
Учреждением обеспечены открытость и доступность информации о деятельности для всех заинтересованных лиц (публикации в СМИ, на сайте ДОУ, информационные стенды, выставки, презентации и т.д.).
В ДОУ имеется электронная почта.
В ДОУ имеется наличие официального сайта. На официальном сайте ДОУ размещена информация об общих сведениях ДОУ, о педагогических работниках, информация о деятельности учреждения, её основных направлениях, а также размещены важные документы, касающиеся организации образовательного процесса и многое другое. Также на официальном сайте МБДОУ «Детский сад №11» имеется форма обратной связи, т.е. имеется возможность отправки сообщения, также как и на электронную почту детского сада.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ воспитанников - не предусмотрено.
Самостоятельного свободного доступа к электронным образовательным ресурсам воспитанники ДОУ не имеют.
Для повышения качества воспитательно - образовательного процесса педагогами ДОУ используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, мультимедийные презентации, обучающие программы и другие.
Педагоги ДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности. Внедрение оргтехники в образовательный процесс позволяет педагогам пользоваться ИКТ для развития познавательной и творческой активности детей.
Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах.
Адаптированная образовательная программа формируется при поступлении в ДОО ребенка-инвалида и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет навес и звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В МБДОУ "Детский сад №11» организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 - дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ.
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Вся работа ДОУ строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ.
Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале;
- музыкальные центры;
- магнитофоны (в каждой возрастной группе);
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
О наличии общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формирование платы за проживание в общежитии.
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В ДОУ оборудовано 12 групповых помещений, в том числе оборудованных для проведения практических занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания. В состав групповых ячеек входят: приемная (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.
В ДОУ созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный (музыкальный) зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, ООД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование - гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь - мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др. Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оборудовано рабочее место учителя – логопеда.
Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, пианино, музыкальный центр, учебно методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки), портретами композиторов. Создана фонетика (диски, аудиозаписи), имеется нотный материал.
Методический кабинет оснащен необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой, картинами, играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.